Дзогчен
  Чогьял Намкай Норбу
  Дзогчен
  Тибетский буддизм
  Учителя

 


ДЗОГЧЕН

"Учение Дзогчен — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учения означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и других уловок, создаваемых умом.

Само значение тибетского слова Дзогчен — «Великое Совершенство» — подразумевает истинное изначальное состояние каждой личности, а не какую-то трансцендентную реальность."

Чогьял Намкай Норбу. "Дзогчен - состояние самосовершенства"

Учение Дзогчен, или Дзогпа Ченпо, (тиб. rdzogs pa chen po, «Великое Совершенство»), или Ати-йога — это передача знания изначального состояния личности независимо от расовой, религиозной или философской принадлежности. Это учение распространено в двух великих духовных традициях Тибета — в буддизме и в .

Его происхождение трудно установить точно. Первым человеком, приненсшим учение Дзогчен в наш мир, буддийская традиция считает Видьядхару Прахеваджру, или, по-тибетски, Гараба Дордже (dGa' rab rdo rje), рожденному в стране в 183 г. до н.э. (по другой версии - через 20 лет после махапаринирваны Будды Шакьямуни). Этот учитель, преданный сути учения Будды, передавал знание Дзогчена, выходящее за пределы закона причинно-следственной связи, или кармы, буддийским последователям, преемники которых передали его тибетским учителям.

Традиция Бон, напротив, считает Дзогчен учением, переданным основателем Бон (gShen rab mi bo), который родился в Восточном Тибете. Значение этой личности в Боне приравнивается к значению Будды Шакьямуни в буддизме. Известный в древности под названием "Бон природы ума" (Sems bon), Дзогчен традиции Бон не делится на разделы так, как это принято в Дзогчене буддийской традиции, но не особенно отличается от него ни принципами, ни терминологией.

Дзогчен — это естественное состояние человека, так называемое изначальное состояние, или природа ума. Учение Дзогчен содержит множество методов, как достичь своего изначального состояния, прямо войдя в недвойственное созерцание, и постоянно в нем пребывать вплоть до обретения полной реализации.

Знание состояния самоосвобождения — это основа практики Дзогчен. Говорят, что практикующий Дзогчен медитирует без медитации, и это не просто игра слов. Самое важное заключается в том, чтобы никогда не отвлекаться, сохранять состояние присутствия в любой момент.

В Дзогчене практикуются различные методы использования энергии, но они не опираются на деятельность ума. Их принцип заключается в непосредственном воссоединении проявлений энергии с состоянием присутствия. Нет никакой разницы, предстает ли перед мысленным взором чистое видение мандалы, или же перед нашими глазами появляется кармическое видение нашей комнаты - и то и другое рассматривается как часть нашей ясности.

Находимся ли мы в спокойном состоянии, или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не самим состоянием созерцания. В состоянии присутствия, которое остается тем же самым по отношению к тысячам различных переживаний, все, что бы ни проявилось, освобождает себя само. Вот что имеется в виду под самоосвобождением.

Поскольку Дзогчен — это путь самоосвобождения, а не преображения, визуализация в нём не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любой традиции.

Дзогчен можно так же определить как путь полного раскрепощения. Это можно ясно понять из тибетских терминов, используемых для обозначения состояния созерцания в Дзогчене, например: "оставить, как оно есть" (cog-bzhag), "рассечь, чтобы высвободить" (khregs-chod), "без усилия" (rtsol-bral) и так далее.

Очень важно, чтобы учение стало живым знанием в нашей повседневной деятельности. Знание нашего изначального состояния сущность практики, и, кроме этого, ничего особенного не надо делать. Любой человек может прекрасно практиковать Дзогчен, не отказываясь от своей роли в обществе, потому что Дзогчен изменяет людей не извне. Он пробуждает их изнутри. Мастер Дзогчена просит только одного — наблюдать себя, обрести осознавание, требуемое для применения учения в повседневной жизни.

Важность передачи в Дзогчене

Учения Дзогчена связаны с передачей, держателем которой является учитель. Передача имеет решающее значение для развития знания и реализации учеников. Когда мастер Дзогчена учит, то он передает состояние знания посредством трех типов передачи: устной, символической и прямой.

Устная передача включает в себя как объяснения учителя, направленные на то, чтобы дать ученикам понимание природы изначального состояния, так и методы практики, дающие возможность приобщиться к знанию этого состояния.

Символическая передача происходит, например, когда мастер показывает ученику символические предметы, например зеркало или кристалл, чтобы передать знание изначального состояния, или через рассказы, притчи и загадки.

Прямая передача осуществляется посредством объединения состояния учителя и ученика.

Учителя и ученика связывают очень близкие отношения. В Дзогчене мастер не является чем-то вроде друга, который помогает и сотрудничает с учеником, скорее сам учитель и есть путь.

На иллюстрации - белая тибетская буква "А", символ нашего изначального состояния в учении Дзогчен.

 

Его Святейшество Далай-лама XIV о Дзогчене

"Если разные подходы различных традиций приводят к одной цели, тогда почему именно Дзогпаченпо, или Ати-йога, считается вершиной всех Колесниц?

В своей работе "Сокровищница Дхармадхату" Лонгченпа пишет:

"Ати, Колесница нерушимой сути – это сущность и вершина всех Колесниц. Она возвышается подобно величественному горному пику, стоящему посреди четырех континентов".

В Тантре Великого Естественно Возникающего Осознания сказано:

"Вершина всех воззрений – это Ати, Дзогпаченпо".

Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию Ясного Света – оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное."

Его Святейшество Далай-лама XIV, учение "Вершина всех колесниц", Сан-Хосе, 1989 год.

 

ОСНОВЫ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЗОГЧЕНА

Учение Великого Совершенства было проповедано буддой будде на уровне Самбхогакайи.

Ваджрасаттва передал это учение, традиционно считающееся распространенным в 13 мирах, Гарабу Дордже.

 

Прежде чем растворить свое тело в сущности элементов и достичь паринирваны, Гараб Дордже оставил изложение сути своих учений Дзогчен в виде трех заветов своему ученику, пандиту :

Получи прямое введение в изначальное состояние. (ngo.rang thog.tu.sprad.)


Не оставайся в сомнении. (thag.gcig thog tu.gcad.)

Продолжай пребывать в глубоком знании самоосвобождения. (gdeng.grol.thog.tu.'cha'.)

"Получи прямое введение в изначальное состояние" — это относится к передаче от учителя, который разными способами приводит ученика к пониманию состояния "как оно есть" — изначального состояния индивидуума. Это основа.

"Не оставайся в сомнении" — означает, что следует иметь точное знание состояния присутствия, которое остается одним и тем же во всем множестве возможных переживаний. Это путь.

"Продолжай пребывать в глубоком знании самоосвобождения" — это плод. Здесь имеется в виду, что знание самоосвобождения целиком воссоединено с повседневной жизнью и при всех обстоятельствах остается неизменным.

Манджушримитра собрал учения Дзогчена и разделил их на три раздела в соответствии с тремя заветами: раздел Природы Ума (sems-de), раздел Изначального Пространства (kLong-sde) и раздел Тайных Наставлений (man-ngag-sde).

Позднее Манджушримитра передал эти драгоценные наставления своему основному ученику , а тот одарил ими , и тибетского переводчика . Эти три замечательных мастера принесли учения Дзогчена в Тибет. С тех пор передача Дзогчена стала осуществляться тайно, параллельно с общепринятыми буддийскими учениями.